Река Лава
Река Лава

Название: Ла́ва, польская часть реки называется Łyna (Лы́на). До переименования в 1947 году река носила немецкое название Alle (А́лле).

Длина: 289 км, из них 65 км на территории Правдинского и Гвардейского районов Калининградской области.

Площадь бассейна: общая - 7130 км², в том числе на территории Калининградской области – 1319 км²

Расход воды: 40,4 м³/с

Средний уклон русла реки (м/км): 0,66

Исток: Мазурские озера на территории Польши,
координаты 53°26'29'' с. ш. 20°24'49'' в. д.

Устье: 72-й км от устья реки Преголи, у пос. Знаменска,
координаты — 54°37'15'' с. ш. 21°13'36'' в. д.

Река Лава – самый крупный левый приток реки Преголи.
На территории Калининградской области река Лава имеет несколько притоков, самыми крупными из которых являются: левобережные - реки Правда, Запрудная, правобережные – реки Жерновка, Стоговка, Путиловка с впадающим в неё Мазурским каналом.
Река Алле издревле служила транспортным путём. В 1791 году часть реки от устья до города Фридланда (ныне Правдинск) была обследована с последующей разработкой проекта по превращению этой части реки в судоходный водный путь. Регулирование речного водотока Алле продолжалось долго и сталкивалось со многими трудностями. Для опробования результата выполненных работ в июле 1798 года было осуществлено первое плавание по Алле от Шиппенбайля (ныне Семпополь в Польше) до Велау (ныне пос. Знаменск). На борту судна «Нептун», гружённого 500 шеффелями пшеницы, находилась представительная комиссия. В итоге было установлено, что отрезок пути между Шиппенбайлем и Фридландом является и будет оставаться проблематичным для полноценного судоходства по причине наличия каменных банок, а также неравномерного и значительного уклона русла реки. В случае особой необходимости суда вверх по реке тут можно вести с использованием бурлаков или конской тяги. Этот метод был использован, например, при высоком уровне воды в Алле для снабжения русской армии в 1807 году, когда из-за сырой погоды дороги на глинистых почвах стали непроходимыми. Причём грузы были доставлены по воде не только в Шиппенбайль, но и выше по течению реки - до Бартенштайна (ныне Бартошице в Польше). Небольшие суда периодически проводились по Алле выше Фридланда и в дальнейшем.
Но полноценное судоходство по реке Алле, в итоге, осуществлялось только от Велау до Фридланда на протяжении 54 км. До появления судов с механическим двигателем суда вверх по течению перемещали бурлаки. По состоянию на 1945 год река была судоходным путём 1-го класса от устья до города Фридланда. После 1945 года использование реки Лавы в качестве водного пути практически прекратилось. Но из государственного перечня внутренних водных путей река была исключена почти на 30 лет позднее.
В пос. Дружба (прежде Алленбург) к реке примыкает недостроенный Мазурский канал, задуманный для обеспечения судоходства от Больших Мазурских озёр через реки Алле и Прегель (ныне Преголя) до Балтийского моря. Проектирование канала началось в 1908 году, строительство осуществлялось с остановками из-за Первой мировой войны и послевоенной инфляции до начала 40-х годов прошлого века. Канал остался недостроенным, а после Второй мировой войны его разделила на две части государственная граница между СССР и Польской народной республикой.
Схема территориального планирования Калининградской области (2015 г.) намечает восстановление водного пути по реке Лаве и Мазурскому каналу до границы с Республикой Польша.
В 1924 году на реке были введены в строй две гидроэлектростанции (во Фридланде и Гросс Вонсдорфе (ныне пос. Курортное)), для работы которых были заполнены водохранилища.
В настоящее время водохранилище ГЭС-4 в пос. Курортном спущено.
Площадь водохранилища ГЭС-3, находящегося южней Правдинска, составляет 2,8 км².
ГЭС-3 имела расчётную мощность 10,99 МВт, ГЭС-4 – 3 МВт. Обе электростанции проработали до середины 70-х годов прошлого века, когда они были выведены из эксплуатации по причине износа гидроагрегатов. В 1999 году после ремонта на ГЭС-3 был введен в эксплуатацию гидроагрегат №1 установленной мощности 1,14 МВт. Продолжения модернизации электростанции не последовало, а на ГЭС-4 было только законсервировано основное здание станции.
На поль­ской части реки по­стро­е­ны че­ты­ре малые элек­тро­стан­ции.
На российской части реки Лавы имеется несколько мостов: два пешеходных в г. Правдинске, автодорожные мосты в г. Правдинске и посёлках Курортном, Дружбе, Родниках и Знаменске, железнодорожный и трубопроводный мосты в пос. Знаменске.
Отличительной особенностью реки Лавы является наличие двух построенных в первой четверти XX-го века, но не действующих в настоящее время судоходных шлюзов (в посёлках Курортном и Знаменске), а также подпорной плотины, которая перегораживает течение реки в пос. Знаменске, неподалёку от мельницы.
Река Лава

Долина реки Лавы, где чередуются высокие обрывистые берега, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, и широкие заливные луга, чрезвычайно живописна. Ещё в довоенное время река Алле была известным туристическим водным путём. И в настоящее время являются популярными сплавы по реке на байдарках, а также на надувных лодках и плотах. Перспективным видится организация международного туристического байдарочного маршрута, как продолжения байдарочного маршрута по реке Лыне в Польше.
Река привлекает много отдыхающих и любителей рыбной ловли, но условия для организованного отдыха только начинают создаваться. Например, Схемой территориального планирования МО «Правдинский район» (2011 г.) предусмотрен ряд мер по развитию туризма в долине реки Лавы, причём это касается не только города Правдинска.
Туристско-рекреационные зоны намечены также на Правдинском водохранилище у посёлков Крутой Яр и Тёмкино, а также у посёлков Луговое, Прогресс, Дружба. По берегам реки Лавы расположено не слишком много населённых пунктов, но параллельно реке имеются хорошие автомобильные дороги.
Достопримечательности.
Самые интересные для посещения туристами объекты находятся в г. Правдинске (поле Фридландского сражения 1807 года, остатки средневековых городских укреплений, храм Святого Георгия, водохранилище и ГЭС-3), в пос. Курортном (ГЭС-4 и руины замка Гросс Вонсдорф), в пос. Дружба (здание кирхи и два шлюза Мазурского канала), в пос. Знаменске (кирха, мосты и шлюзы на реках Лава и Преголя).