Заметки опубликованы в газете «Верный путь» Правдинского городского округа в период времени с 16 декабря 2016 г. по 8 сентября 2017 г.
Автор: В. Гусев, краевед.
Автор выражает сердечную благодарность уроженке города Фридланда госпоже Урсуле Клуге (урожд. Яндт) за предоставленные исторические фотографии из её личного архива.

Интересное - рядом
Течет река Лава. Часть 1.
Ла́ва, самый крупный левый приток реки Преголи, - одна из наиболее живописных рек на территории Калининградской области. Истоки реки находятся неподалеку от Нидзицы в Польше, на высоте 155 м над уровнем моря. Отличительной особенностью Лавы является очень извилистое русло, на большом протяжении окаймлённое обрывистыми и поросшими древесной растительностью берегами, перемежающимися с обширными заливными лугами. Если провести прямую линию на карте от истока Лавы до её устья, то получится расстояние в 140 км. А фактическая длина реки за счёт всех её «петель» ровно в два раза больше!
Интересно обратиться к происхождению современного русского названия реки, которую поляки называют Лы́на, а немцы - А́лле. Во время послевоенного переименования географических объектов основные реки Калининградской области сохранили в своих новых названиях отзвуки исторических имён. Так, Прегель стал называться Преголей, Дайме – Деймой, Ангерапп –Анграпой, Инстер – Инстручем, а название Писса не претерпело изменений.

Долгое время было непонятно, почему именно река Алле оказалась вдруг переименованной и стала называться Лавой. И вот, на одной польской гидрографической карте 1920 года неожиданно встретилось название реки Ława. Дальнейшие поиски информации привели к публикации 1883 года, где приводились исторические названия реки, которые на протяжении разных временных эпох использовало местное население. Оказалось, что в их число, помимо названий, звучащих на русском языке как «Алла», «Алле», «Лына» и«Венгжа», входило и название «Лава» (Lawa)!

Книга, о которой идёт речь, называется «Пояснения к гидрографической карте древних славянских земель северо-запада». Издана она была на польском языке в Варшаве. На то время это была Российская империя,о чем говорит и соответствующая пометка на русском языке, имеющаяся на одной из заглавных страниц книги: «Дозволено цензурою». Можно предположить, что на решение о переименовании реки из Алле в Лаву оказала влияние эта информация об одном из древних её названий. Кто-либо из лиц, ответственных за процедуру переименования, вполне мог предложить заменить немецкое название на иное, имеющее, предположительно, славянские корни.

Если внимательно взглянуть на карту мира, то окажется, что у нашей Лавы есть тёзки на разных континентах. Две «Лавы» находятся друг напротив друга по обе стороны Атлантического океана: одна протекаетв южноамериканском Суринаме, а другая в африканской Либерии. Есть река Лава в Индонезии. Также есть небольшая река Лава, длиной всего в 32 км, которая впадает в Ладожское озеро в Ленинградской области.

Экскурс в природу и историю одного из самых ценных водных объектов Правдинского района можно будет продолжить.

На фото:
1. Типичная лесополоса вдоль берега Лавы в Правдинском районе.
2. Фрагмент карты, изданной в Польше в 1920 году, на котором видно название реки - Лава.


Течёт река Лава
(Продолжение)


Река Лава с удивительно быстрым для равнинной реки течением отличается своенравным характером. Местность, по которой она протекает, не богата на крупные лесные массивы, которые могут на время задерживать выпавшие атмосферные осадки. С полей и лугов как дождевые воды, так и воды от таяния снегов, быстро скатываются по естественным уклонам местности и оказываются в Лаве. Результатом этого являются внезапные подъёмы уровня воды, которые иногда приобретают характер локальных бедствий. К счастью, происходит это не часто. Последний серьёзный подъём уровня речной воды в городе Правдинске наблюдался в начале февраля 2011 года.

Начало систематических наблюдений за уровнем воды в реке Алле было положено в середине XIX века. Как сильно может меняться уровень воды хорошо видно из приведённых журналом «Zeitschrift für Bauwesen» в 1867 году результатов замеров минимальной – 56 см. (1865 г.) и максимальной – 677 см. (1862 г.) глубины реки у моста через Алле в Велау (ныне пос. Знаменск).

Вполне вероятно, что один из резких подъёмов уровня воды в реке Алле сказался на величине потерь отступающей русской армии во время сражения под Фридландом 14 июня 1807 года. О сильных дождях, что двое суток шли после сражения, разыгравшегося 10 июня возле лежащего выше по течению реки города Хайльсберга, можно найти неоднократные упоминания в мемуарах участников тех событий. Например, кавалерист-девица Надежда Дурова описывает погоду 11 июня следующими словами: «С самого утра идёт сильный дождь, я дрожу, на мне ничего уже нет сухого. Беспрепятственно льётся дождевая вода на каску, сквозь каску на голову, по лицу за шею, по всему телу, в сапоги, переполняет их и течёт на землю несколькими ручьями…». В результате, вечером дня несчастливого Фридландского сражения в «мутных водах Алле» нашли свою гибель многие русские воины, оставшиеся без разрушенных по ошибке переправ и без разведанных бродов.

Разливы реки приносили людям не всегда только беды. Обычное весеннее половодье восстанавливает плодородие пойменных заливных лугов, принося с собой массу питательных веществ. Этим пользовались, в частности, жители города Фридланда. За каждым городским домом был официально закреплён участок земли на берегу реки напротив городских стен.
До тех пор, пока во Фридланде в 1905 году не был возведён однопролётный арочный металлический мост, а в 1924 году также плотина гидроэлектростанции, постоянной бедой было разрушение ледоходом деревянного моста через реку. Она приносила огромные массы льда. Не спасали и брусчатые ледорезы, которые располагались чуть выше моста по течению.
С подобными проблемами до тех пор, пока вместо временного деревянного не был построен новый железобетонный мост, сталкивались в первые послевоенные годы и жители уже города Правдинска. В протоколе № 8 заседания Исполкома Райсовета депутатов трудящихся Правдинского района от 4 марта 1948 года, который хранится в Государственном архиве Калининградской области, предписывалось: «на период весеннего паводка 1948 г. создать аварийные бригады по охране и сохранению гужевых и пешеходных мостов через реку Алле, расположенных в г. Правдинске и пос. Дружба. С 5 марта установить круглосуточное дежурство за уровнем воды. В случае необходимости – обеспечить проведение взрывных работ. Обязать директора ГЭС3/4 тов. Смирнова держать уровень воды перед плотиной на уровне сохранившегося льда».

На фото:
1. Периодически затапливаемый в половодье пешеходный мост через Лаву.
2. Фотография конца XIX века с узкими полосками прибрежный огородов, на которых горожане выращивали овощи. Слева виден также один из ледорезов.
3. Массы льда, скапливавшиеся прежде в ледоход перед деревянным пятипролётным мостом Фридланда.

Течёт река Лава
(Продолжение)

Берега реки Лавы хранят зримые свидетельства образа жизни прусских племён на этой земле еще со времён, предшествовавших приходу сюда Тевтонского ордена. Сами пруссы не имели письменности, поэтому о подробностях их жизни известно крайне мало из рассказов путешественников из других частей Европы.

Конечно, учёные производили археологические раскопки, в том числе и в долине реки Алле (позже- Лавы). Находки на местах поселений и захоронений дают определённый фактический материал, позволяющий судить о быте и традициях пруссов. Но где можно увидеть эти свидетельства? Малую часть – в музеях, бóльшая же часть находится в их запасниках.

А вот у нас, жителей Правдинского района, есть возможность воочию прикоснуться к той эпохе. О чем идёт речь? Об объектах, созданных с использованием природного рельефа исчезнувшим, как племена южноамериканских индейцев, народом. Ближайший из таких объектов находится на берегу реки Лавы рядом с улицей Электрической. Если взглянуть на него из определённой точки с противоположного берега, то мы увидим своеобразную «прусскую пирамиду». На фотографии, которая была сделана 20 лет назад, в центре «пирамиды» ещё виден поваленный позже ураганом раскидистый дуб, как символическое напоминание о священном дереве пруссов.
Когда после схода ледника эта местность стала пригодной для жизни людей, то постепенно они стали приходить сюда с востока. В то время здесь повсюду рос девственный, труднопроходимый лес. Естественно, что только реки были почти круглый год удобными путями сообщения, вдоль которых происходило первоначальное расселение людей, а также торговыми артериями. Среди опасностей, сопровождавших жизнь пруссов, были не только природные факторы, например, хищные животные, но и постоянная опасность со стороны соседних племён. Поэтому и стали сооружаться защищённые земляным валом с деревянным частоколом объекты, называемые сегодня городищами. Внутри, в случае опасности, могло укрыться окрестное население.

Вдоль Лавы встречаются почти исключительно городища, расположенные на высоких природных мысах, образовавшихся при впадении в реку ручьёв. С трёх сторон такие городища защищены крутыми естественными откосами, а с напольной стороны, кроме устройства земляного вала, пруссы выкапывали ещё и ров. У городища, что находится рядом с улицей Электрической, несмотря на то, что минуло уже более 700 лет, при внимательном рассмотрении можно увидеть остатки как вала, так и защитного рва. Важно только не спутать его с зигзагообразными углублениями траншей Второй мировой войны, которые идут вдоль городища в направлении реки.
О других городищах, расположенных вдоль реки, есть несколько краеведческих статей и схема немецкого историка Вернера Липпке, родившегося в Алленбурге (ныне пос. Дружба). Самое крупное из сохранившихся городищ называется Хаузенберг. Одна восточнопрусская легенда гласит о том, что когда-то на Хаузенберге стоял замок, который по воле злого колдуна скрылся под землёй. На том месте осталась дыра, и если бросить в неё камень, то можно было услышать, как он скатывается по крыше замка.

Ниже по течению реки лежали городища Ауглиттен и Капостете. На месте первого крестоносцами была построена кирха, а на месте второго – крупный замок Гросс Вонсдорф. К настоящему времени от обоих строений Тевтонского ордена сохранились лишь фрагментарные руины. Стоит упомянуть также небольшое городище Цикельберг, которое также живописно, как и остальные, расположено на берегу реки Лавы напротив пос. Дружба. Здесь тоже ещё можно четко разглядеть остатки земляного вала и рва со стороны прилегающего луга.
Большинство городищ, находящихся на территории Правдинского района, несложно достигнуть или по автомобильным дорогам, или сплавляясь по Лаве. Почти все они признаны объектами культурного наследия федерального значения, но пока их познавательное значение совсем не используется. А ведь эти «прусские пирамиды» имеют все шансы быть точками притяжения на туристических маршрутах.

На фото:
1. «Прусская пирамида» на берегу Лавы в Правдинске.
2. Графическая реконструкция мысового прусского городища.
3. Схема расположения прусских городищ вдоль реки Алле (автор Вернер Липпке).

Течёт река Лава
(Продолжение)

Сегодня мы не видим на реке Лаве не то что речных судов, но даже одну единственную лодку можно встретить не чаще, чем один раз за несколько месяцев. Однако, так было не всегда. Люди активно использовали реку Алле в качестве транспортной артерии с самых давних времён.

Доктор Альберт Цвек так описывает в 1902 году в книге «Samland, Pregel und Frischingthal» условия судоходства на реке Алле: «Река с быстрым течением является судоходной до Фридланда. Правда, между Вонсдорфом (ныне пос. Курортное) и Фридландом во время засухи встречаются места с глубиной 0,5-0,6 м., что представляет проблему для движения судов в такие периоды. В основном эта часть русла имеет нормальную глубину 1,9 м. Выше Шиппенбайля (ныне городок Семпополь в Польше) судоходство встречает непреодолимые препятствия, поэтому эта часть реки используется для сплава леса в плотах».Известно, что до Шиппенбайля река была приспособлена для судоходства в 1796 году.

На поддержание судоходства по реке Алле систематически выделялись государственные средства. Например, в 1869 году на регулирование стока от Алленштайна (ныне г. Ольштын) до Алленбурга (ныне пос. Дружба) было потрачено 11 689 талеров. Кстати, землечерпалки с паровым двигателем были в Восточной Пруссии уже в 1835 году.

До появления судов с паровым, а затем и с двигателем внутреннего сгорания, основным средством передвижения по реке Алле были деревянные лодки и одномачтовые парусные суда.
Конечно, идти под парусом по Алле было большей частью совершенно невозможно. И тут в действие вступали бурлаки! Для них вдоль всего берега судоходной части реки были проложены специальные тропы с мостиками через впадавшие в Алле ручьи. Обычно за длинную верёвку, перекинутую через плечи, суда тащили 6 бурлаков, а один человек, и часто это была женщина, управлял судном.

По реке доставляли не только промышленные товары из Кёнигсберга, но и ранние овощи, фрукты, картофель с берега Куршского залива.

Вниз же по течению, кроме продукции сельского хозяйства, отправлялись древесина (дрова на судах и круглый лес в плотах) и кирпич в больших количествах. К середине XX - го века его производили семь кирпичных заводов, расположенных на берегах реки Алле, в том числе, во Фридланде и в Гросс Вонсдорфе (ныне пос. Курортное).
Хотя в предвоенное время хорошо налаженное железнодорожное сообщение позволяло за 58 минут доехать на поезде от Фридланда до Кёнигсберга, раз в неделю Фридланд связывал со столицей провинции рейс грузового мотобота с именем «Рут». Как видно из газетных объявлений того времени, мотобот отправлялся из Кёнигсберга по субботам и приходил во Фридланд после обеда в понедельник. Кроме того, что «Рут» перевозил небольшие партий грузов, мотобот можно было арендовать для организации различных водных экскурсий по реке.
Статистический справочник за 1938 год причисляет реку Алле к основным судоходным водным путям Восточной Пруссии первого класса, доступным для судов водоизмещением до 200 тонн, указывая длину судоходной части реки в 54 километра. При этом говорится, что Мазурский канал близок к завершению. Этот же источник дает представление об объемах перевозки (включая сплавляемую древесину в плотах) на используемом для судоходства участке от Велау (ныне пос. Знаменск) до Фридланда. С 18,2 тыс. тонн в 1933 году количество перевозимых грузов увеличилось до 27,8 тыс. тонн в 1936 году. Для обеспечения бесперебойного судоходства по реке были построены два железобетонных шлюза.
О послевоенной судьбе водной артерии будет рассказано в следующей заметке.

На фото:
1. Одномачтовые парусные суда в Алленбурге в начале XX-го века.
2. Место погрузки-разгрузки во Фридланде и типичные для верховий судоходной части Алле несамоходные плавательные средства. Вдоль берега видна тропа, проложенная для бурлаков.
3. Экскурсионная поездка на мотоботе «Рут».
4. Редкая фотография: землечерпалка под пешеходным мостом во Фридланде. Рядом с ней мотобот, принадлежавший управлению водного хозяйства.
Заметки опубликованы в газете «Верный путь» Правдинского городского округа в период времени с 16 декабря 2016 г. по 8 сентября 2017 г.
Автор: В. Гусев, краевед.
Автор выражает сердечную благодарность уроженке города Фридланда госпоже Урсуле Клуге (урожд. Яндт) за предоставленные исторические фотографии из её личного архива.

Интересное - рядом
Течет река Лава. Часть 2.

Течёт река Лава
(Продолжение)

На протяжении семидесяти одного послевоенного года предпринимались неоднократные попытки продолжения использования реки Лавы для судоходства, которые до сего дня остаются безрезультатными.

Уже в Постановлении Совета Министров СССР «О мероприятиях по хозяйственному устройству Кёнигсбергской области» № 1298 от 21 июня 1946 г. был соответствующий пункт:

«13. Обязать Министерство речного флота:

а) приступить к работам по восстановлению судов, барж и речных путей Кёнигсбергской области и обеспечить в навигацию 1946 года судоходство от г. Юрбаркаса до г. Кёнигсберга по рекам Неман и Гильге, каналу Фридрих-Грабен, рекам Дейма, Прегель и Алле.»

К концу октября того же года водное сообщение было установлено с Каунасом, Клайпедой и Черняховском, а вот судоходство по реке Алле восстановлено не было. О причинах можно только предполагать. Определённо, что большие сложности создавали разрушенные во время боёв мосты, а наведённые сапёрами новые мосты не предполагали возможностей для прохода судов. Да и самих судов было мало.

Но, уже во исполнение нового, принятого Советом Министров СССР Постановления № 2584 от 21 июля 1947 года, Правдинский Райисполком Совета депутатов 18 декабря 1947 решил: «Передать на баланс Калининградского технического участка пути Министерства речного флота на реке Алле:

1) Господский двор Кукенен – жилой дом на 4 семьи, сарай и земельный участок общей площадью 5,5 га,

2) Населённый пункт Шёнтриттен – жилой дом на 3 семьи, сарай и земельный участок общей площадью 4 га,

3) Населённый пункт Шаллен – жилой дом на 3 семьи, сарай и земельный участок общей площадью 4 га».

Упоминание в этом документе, хранящемся в Государственном архиве Калининградской области, господского двора Кукенен (находился в 3 километрах на северо-восток от Правдинска и ныне не существует) свидетельствует о намерении восстановить водный путь до Правдинска. А с 1947 года Прибалтийское бассейновое управление пути начало также обращаться в Главводпуть с просьбой решить вопрос о восстановлении Мазурского канала. Для того, чтобы суда могли оказаться в Мазурском канале, им требовалось бы проходить около 22,5 км вверх по реке Алле от её устья. Для рекогносцировочных обследований канала и реки Алле в 1948 году Прибалтийским бассейновым управлением пути была направлена специализированная партия, а в 1953 году – группа инженеров. Последнее исследование Западного бассейнового управления пути датировано 1958 годом. В нём подтверждалась возможность осуществления проекта водного пути от Балтийского до Чёрного моря при условии достройки Мазурского канала, а также соединения искусственным водным путём Мазурских озёр и Августовского канала. Развития данной возможности не последовало.
Справочник «Внутренние водные пути СССР», изданный в 1975 году, относит реку Лаву к водным путям и сообщает следующее: «Все гидросооружения на р. Лаве и Мазурском канале в настоящее время находятся на консервации, регулярное судоходство отсутствует. В ближайшей перспективе предполагается использовать для судоходства нижний участок р. Лавы для вывозки в приречные города песчано-гравийной смеси из правобережного пойменного карьера». Однако, на карте «Карте водных путей Калининградской области» 1976 года ни Лава, ни канал уже не обозначены внутренними водными путями. Не содержит упоминания Лавы и Перечень внутренних водных путей Российской Федерации 2002 г.

Но интерес к восстановлению судоходства на реке не угас. И катализатором этого послужили межгосударственные отношения. Соглашение 1992 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша «О сотрудничестве Калининградской области Российской Федерации и Северо-восточных воеводств Республики Польша» содержит статью, которая предполагает рассмотрение возможности использования Мазурского канала для транспортного и туристического сообщения.

С тех пор этот вопрос неоднократно рассматривался представителями российских и польских властей разного уровня. Конкретные совместные предложения, к сожалению, пока не выработаны.

«Схемой территориального планирования Калининградской области» (вариант 2015 г.) предусмотрено восстановление в 2020-2030 гг. водного пути по реке Лаве и Мазурскому каналу до границы с республикой Польша, открытие международного судоходства по этим водным путям и организация международных туристических маршрутов. Однако, по состоянию на конец 2016 года нет никаких данных о подготовке к осуществлению этих планов.
На фото:
1. Фрагмент послевоенной схемы водного пути по реке Алле с нанесёнными километровыми отметками.
2. Последние сохранившиеся довоенные цельнометаллические плавательные средства на реке Лаве у ГЭС-4 возле пос. Курортное: на ремонте водосброса в 50 – х годах и несколько лет назад.


Течёт река Лава
(Продолжение)


Так совпало по времени, что река Алле стала активно использоваться для водного спорта и туризма вскоре после появления в 1924 году двух живописных водохранилищ. Любопытное сравнение, подчёркивающее значимость находящегося рядом с нами природного богатства: Правдинское водохранилище имеет площадь водной поверхности 2,8 км², водохранилище у пос. Курортное (в настоящее время спущенное из-за незавершенного ремонта ГЭС-4) – 1,2 км². По общей величине водной поверхности эти два водохранилища на реке Лаве только в 4,4 раза уступают всем известному Виштынецкому озеру (17,6км²).

В крупных и средних населённых пунктах, которые расположены вдоль реки, были основаны гребные клубы, игравшие большую роль в популяризации водных видов спорта и предоставлявшие также возможности для остановки туристов - водников. Например, такие клубы были в городах Фридланде, Алленбурге и Велау (ныне г. Правдинск, пос. Дружба и пос. Знаменск).

Клубы использовали лодки для академической гребли: двойки, четвёрки, восьмёрки, с рулевым и без него. Членами клубов были как мужчины, так и женщины. За сезон спортсмены «проходили» до 1000 километров.

Во Фридланде база гребного клуба находилась рядом с автомобильным мостом в самом начале улицы Большая Садовая. Фотографии из собрания уроженки Фридланда госпожи Урсулы Клюге дают возможность перенестись на несколько десятилетий назад и представить - как всё тогда выглядело.
Начиная с 20-х годов прошлого века на территории Восточной Пруссии стал популярен байдарочный туризм. Река Алле относилась к числу наиболее популярных для сплавов водоёмов. Для всей территории Восточной Пруссии были разработаны байдарочные маршруты, описания и схемы которых были собраны в неоднократно переиздававшихся специализированных путеводителях. В этих описаниях можно встретить важные для водных туристов детали, касающиеся водохранилища, электростанции «Остпройссенверк» и города Фридланда:

- посещение электростанции было бесплатным, но предварительно необходимо было заполнить и отослать по почте в дирекцию станции в Кёнигсберг собственноручно подписанный специальный формуляр, где турист соглашался с выполнением определённых условий во время нахождения на водохранилище и электростанции (турист обязуется не наносить ущерб сооружениям станции и защитной дамбе, станция не несёт ответственности перед туристом – он находится здесь на свой страх и риск, запрещено находится на дамбе вне места, предназначенного для переноса байдарок, турист обязуется не создавать препятствий рыбоводству и рыболовству на водохранилище, которые организует дирекция электростанции, турист не ожидает помощи при переносе байдарок);

- среди достопримечательностей города перечислялись городская стена, кирха Святого Георга, краеведческий музей;

- байдарки можно было оставлять на территории гребного клуба, откуда в пяти минутах ходьбы находилась возможность для ночлега - молодёжный приют.
К началу 40-х годов прошлого века город Фридланд, кроме оборудованной городской купальни на северном берегу Мельничного пруда (напротив кирхи), имел на водохранилище, в урочище с названием Хопфензак (сегодня это место неофициально называют «третий залив»), оборудованную городскую зону отдыха на воде, которая хоть и была очень отдалена от города, но пользовалась большой популярностью. Здесь были большой песчаный пляж, огороженное место для купания, вышка для прыжков в воду, причальная стенка для лодок и катеров, имелся торговый киоск и большой крытый павильон для проведения культурно-массовых мероприятий. В качестве строительного материала была использована древесина и на сегодняшний день от всей инфраструктуры сохранились лишь остатки фундамента павильона.
На фото:
1. Спортсмены на базе Фридландского гребного клуба.
2. Двойка с рулевым во время показательных выступлений. На заднем плане городская стена Фридланда.
3. Зона отдыха в урочище Хопфензак (видна вышка для прыжков в воду и причал).
4. Вид с вышки на городской пляж.

Течёт река Лава
(Продолжение)

Вспомнив историю, обязательно нужно оценить степень сегодняшнего и потенциального использования водного богатства Правдинского городского округа в целях активного туризма, водного спорта, отдыха.

На памяти ещё прокат лодок и катамаранов на Мельничном пруду в Правдинске, но это было тоже более 20 лет назад и сейчас таких возможностей ни у жителей, ни у туристов нет. На самой реке Лаве в летний сезон изредка можно увидеть сплавляющиеся на собственных надувных лодках и плотах группы туристов.
Заметки опубликованы в газете «Верный путь» Правдинского городского округа в период времени с 16 декабря 2016 г. по 8 сентября 2017 г.
Автор: В. Гусев, краевед.
Автор выражает сердечную благодарность уроженке города Фридланда госпоже Урсуле Клуге (урожд. Яндт) за предоставленные исторические фотографии из её личного архива.

Интересное - рядом
Течет река Лава. Часть 3.

Течёт река Лава
(Продолжение)

Знакомство с воды с природными красотами долины реки Лавы пока является для большинства жителей и гостей Правдинского городского округа недоступным, поскольку невозможно взять напрокат байдарку или арендовать моторную лодку.

Однако, существуют другие возможности передвижения, которые доступны и сейчас. Благо, что вдоль реки идут автомобильные дороги. Кто-то может поехать на автомобиле, кто-то на велосипеде. А можно, например, доехать автобусом до посёлка Родники и двигаться назад в сторону Правдинска пешком, находя удобные места для выхода с дороги на берег реки. Лава имеет на протяжении этого пути широкую живописную долину, обрамлённую то с одной, то с другой стороны высокими обрывистыми берегами.

Но начать желательно с посещения прусского городища Шлоссберг, что находится в одном километре западней Родников. Лучше всего ощутить грандиозность природного творения, которое для своих целей когда-то использовали люди, можно в безлистный период года. Короткий, глубокий, с крутыми склонами овраг является одной из двух сторон прибрежного холма, имеющего форму языка. С третьей стороны хорошо заметен созданный искусственно защитный земляной вал и ров у его подножия. Никаких других следов от построек и деревянного частокола уже, к сожалению, не найти.

Двигаясь обратно к Родникам по берегу реки, мы наткнёмся на два великолепных экземпляра дуба черешчатого. Конечно, эти раскидистые, могучие деревья много моложе легендарных культовых дубов древних пруссов, но от этого они не становятся менее величественными и вызывающими восхищение природными достопримечательностями. Времена Наполеона они точно помнят.
На полпути между Родниками и Извилино есть начинающийся от шоссе поросший лесом овраг, в самом конце которого стоит ещё один дуб, при взгляде на который вспоминается пушкинское Лукоморье. Он явно старше упомянутых выше экземпляров и в обхвате превышает шесть с половиной метров. Настоящий памятник природы! Увы, годы его сочтены, потому что кто-то разжёг костёр в дупле дерева, от чего оно сильно пострадало.
Нужно признать, что культура отношения к памятникам природы у нас не на высоте. Их много десятков на территории Правдинского городского округа, но законодательно ни один из них не защищён. Поэтому деревья-великаны безнаказанно поджигаются, возле них устраиваются свалки мусора, не защищены они и от варваров с бензопилой. Мало толку и от не так давно принятого Калининградской областной Думой «Закона об особо охраняемых природных территориях». Может быть стоит без лишней бюрократии отмечать эти деревья примитивным ограждением из жердей, как это практиковалось пионерами лет 50 назад с муравейниками, а также размещать при этом небольшие информационные таблички.

Ещё одно выдающееся дерево мы найдем в парке, находящемся на противоположном берегу от посёлка Дружба. Оно на самом деле выдаётся своим ростом над всеми деревьями заброшенного парка бывшего имения Триммау, поэтому найти этот красивейший экземпляр бука лесного не составит труда. А рядом, чуть ниже по течению Лавы, можно ознакомиться с ещё одним древним городищем Цикельберг, хоть и не таким крупным, как упомянутое выше.

Ряд очень крупных деревьев разных пород можно найти также в прибрежном парке посёлка Тёмкино.

В самом городе Правдинске природа приготовила ещё один интересный элемент ландшафта. На фоне окружающих город плоских равнин неожиданно смотрятся берега Лавы, местами похожие на поросшие широколиственным лесом горные склоны где-нибудь в Центральной Европе.
Ещё в первые послевоенные годы полюбоваться этим ландшафтом позволяли проложенные вдоль берега прогулочные дорожки. Позднее они пришли в запустение, а попытки повторить сегодня этот путь от центра Правдинска до ГЭС-3 не увенчались успехом. Оказывается, что в некоторых местах воды Лавы смыли почву берега до такой степени, что кое-где уже начались оползни обрывов. Например, в районе кафе «Мечта» есть уже смысл подумать о защите берега от дальнейшего размыва.
Подобная прогулочная дорожка напрашивается вдоль старого русла Лавы от подвесного моста до шоссе на Костюковку. Пока по существующей стёжке может пройти только тренированный человек, для пожилых и детей она не приспособлена.

Превращение её в удобную экологическую тропу не потребует больших затрат. Нужно кое-где спрямить и расширить путь, убрав лишний подлесок, а также поваленные деревья. Нужны также несколько скамеек, которые можно сделать из подручного материала, как и пару переходов через ручейки и грунтовую лестницу в конце пути.

Эта тропа явится хорошим дополнением и продолжением популярных прогулочных дорожек соснового леса города Правдинска.
На фото:
1. Один из двух старовозрастных дубов на берегу Лавы на запад от посёлка Родники.
2. «Сказочный» дуб на середине пути между Родниками и Извилино.
3. «Горный склон» вдоль старого русла Лавы у ГЭС-3.
4. Фото из архива Урсулы Клюге: прогулочная дорожка вдоль берега реки Алле.
5. Так просто прибрежная дорожка во Фридланде выглядела вблизи.


Течёт река Лава
(Продолжение)


В Калининградской области добываются из искусственно пробуренных скважин различные минеральные воды. Но вы не найдёте сведений о бьющих самостоятельно из-под земли минеральных источниках. Вместе с тем, в немецкой статистической и географической литературе конца XVIII – началаXIXвека часто встречаются упоминания двух минеральных источников на территории северной части Восточной Пруссии: Trimmau – Триммау (округ Велау) и Thuren - Турен (у Гумбиннена). Этим природным объектам выпала разная судьба.

В настоящее время населённый пункт Турен не существует, а в момент открытия источника в нем было полтора десятка домов. Источник находился на холме в центре населённого пункта. Химическое исследование минеральной воды из источника Турен было осуществлено в 1787-88 годах. Было установлено, что по своим свойствам минеральная вода близка знаменитым водам марок Spaa, Selzer, Pyrmonter, Eger. В то время появились радужные надежды, что Гумбиннен сможет пополнить список известных курортов. Несколько лет источник активно посещался больными параличом и подагрой. Для принятия ванн был построен деревянный домик простой конструкции, приют приезжающие находили в домах местных жителей. Воды ключа было недостаточно и были осуществлены попытки найти ещё ключи в непосредственной близости. Однако, вода из них не имела уже тех целебных свойств, но она смешивалась с водой из основного источника, в результате условия для лечения были утеряны. В 1924 году Гесс фон Вихдорф пробовал снова исследовать источник, но анализы не показали нужного результата для возобновления оздоровления при помощи этой минеральной воды.

Триммау – несуществующий теперь посёлок Новое возле Дружбы. Вот какое описание источнику дал в 1783 году Фридрих Самюэль Бок:

«Рядом с городом Алленбургом, на землях Триммау, в нескольких шагах от берега реки Алле есть источник, дающий воду, которая по вкусу, пользе и своему действию подобна сельтерской воде. Этот сильный ключ бьёт у подножия высокого холма на площади диаметром несколько десятков метров. Он представляет из себя множество небольших беспрестанно бьющих водяных жил, среди которых есть одна, которая даёт много воды равномерно, вне зависимости от времени года. Очевидными являются её минеральная сила и железосодержащие свойства, но они ещё недостаточно подтверждены и сопоставлены с другими подобными источниками.

При добавлении в воду французского вина она тотчас мутнеет и приобретает черноватую или близкую к фиолетовой окраску. Каждый день можно видеть, что коровы, кони и овцы, которых гонят на водопой, предпочитают речной воде воду из этого источника, и чувствуют себя при этом хорошо. Один проезжавший здесь в августе 1781 года министр признал эту воду превосходной и позаботился о том, чтобы обеспечить себя этой водой на всю свою дальнюю дорогу».

Удивительно, что, хотя некоторые немецкие авторы в начале XIX века и называли источник в Триммау с железосодержащей, похожей на сельтерскую минеральной водой, знаменитым, лечебные свойства воды не были использованы. Во всяком случае, об этом не нашлось никаких упоминаний.

Несмотря на то, что в настоящее время населённый пункт не существует, местонахождение источника известно. Интересно, что стенки бутылки с набранной из источника водой через несколько часов покрываются изнутри пузырьками газа. При открытии бутылки кратковременно ощущается его довольно неприятный запах.

Любопытно было бы сделать полноценный анализ воды из источника Триммау. Вдруг берег Лавы может превратиться однажды в курортную местность?

На фото: Источник под сенью деревьев.