Река Преголя
Река Преголя

Название: Прего̀ля. В исторических источниках упоминаются разные названия реки, в частности, прусское «Прегора». До переименования в декабре 1947 года река носила немецкое название Pregel (Прѐгель).

Длина: 123 км, река протекает с востока на запад по территориям Черняховского, Гвардейского, Гурьевского районов и города Калининграда.

Площадь бассейна: общая – 15 500 км²

Расход воды: 90 м³/с

Средний уклон русла реки (м/км): 1,4

Исток: слияние рек Инструч и Анграпы у г. Черняховска,
координаты: 54°38'52'' с. ш. 21°47'27'' в. д.

Устье: Преголя впадает в пресноводный Калининградский (Вислинский) залив Балтийского моря на западной окраине Калининграда,
координаты: 54°41'20'' с. ш. 20°22'40'' в. д.

Преголя – типичная равнинная река, скорость течения которой меняется от 0,5 м/сек около Черняховска до 0,1 м/сек в устье. Речную долину сформировали около 15 000 лет назад мощные водные потоки от таяния последнего ледника. Вероятно, что когда-то река представляла собой широкую протоку от реки Немана.
Для Преголи характерна широкая пойма с заливными лугами и хорошо выраженные надпойменные террасы. На пойме находятся озёра-старицы. В мягкие зимы река может не покрываться льдом полностью, образуются лишь небольшие забереги вдоль берегов. Умеренно холодные зимы приводят к полному ледоставу при толщине льда в нижнем течении до 15 см, в суровые зимы лёд может достигать толщины в 30 см.
Половодье на реке происходит весной (март-апрель), река разливается и затапливает пойму. Наименьший уровень воды в реке (межень) наблюдается в летне-осенний период.
Особенность гидрологического режима Преголи - это нагонные явления при сильных ветрах с западных направлений, периодически приводящие к наводнениям.
Ширина реки от 20 до 80 м, средняя глубина 2-3 м, в нижнем течении местами до 8-12 м.
Дно реки песчаное, особенно в верхнем течении, реже илистое.
В пойме реки местами образовались обширные болота и озера (заболоченность 3%, озёрность 1%).
В устьевой части Преголя имеет дельту, образованную двумя рукавами:
левый длиной 56 км – это сама река Преголя,
а правый – река Дейма длиной 37 км.
Дейма принимает около 40% речного стока и несёт свои воды не в Калининградский, а в Куршский залив Балтийского моря.
Ниже г. Гвардейска Преголя разделяется на два параллельных русла:
Новая Преголя (северное русло)
и Старая Преголя (южное русло).
Во многих местах эти русла соединяются протоками, в результате образуется множество островов. Последний остров перед устьем – Кнайпхоф (остров Канта) в г. Калининграде, ниже его Новая и Старая Преголя снова объединяются в единое русло.
Преголя имеет около 50-ти притоков. Самый крупный приток – река Лава, впадающая
на 72-м км от устья по левому берегу. Лава несёт от 40 до 60% (в зависимости от сезона) водного стока Преголи.
Непосредственную связь с Преголей имеют 31 озеро и пруд.
В реке Преголе и её притоках живет около сорока видов рыб.
Преголя – самая богатая на различные гидротехнические сооружения река Калининградской области. Объекты морского порта вытянулись вдоль устьевой части реки. Только на территории Калининграда через Преголю построено девять мостов, и идет речь о строительстве очередных. Большинство из существующих мостов было построено (Юбилейный, Новый Пальмбургский и Второй эстакадный мосты) или реконструировано за последние годы (Высокий, Медовый, Дровяной (или Деревянный) мосты).
Самый старый из мостов Калининграда находится на территории Музея Мирового океана. Изначально он был возведён во второй половине XIX века как железнодорожный. Разведён в 1995 году и законсервирован. Предполагается реконструкция моста в пешеходный.
Выделяется своей конструкцией построенный после Второй мировой войны подъемный двухъярусный автомобильно-железнодорожный мост в районе порта. Он был построен на месте поворотного моста, к настоящему времени его пропускная способность для автомобильного движения исчерпана. Мост создаёт сложности в случае проводки крупных судов и даже яхт. Обсуждается проект возведения вместо него двух раздельных мостов: железнодорожного и автомобильного.
Далее на восток, вверх по течению Преголи расстояние между мостами увеличивается, все мосты являются автомобильными. Довоенные элементы конструкций имеют стальные мосты в Гвардейске, Знаменске и Талпаках (этот мост частично разобран и не используется). Автомобильная эстакада и мосты в посёлках Междуречье и Бережковском были возведены в послевоенное время.
Самую интересную конструкцию из шести названных мостов имеет мост в пос. Знаменске (прежде Велау), введённый в эксплуатацию 11 декабря 1880 года. Оригинальный стальной семипролётный арочный мост пострадал во время боевых действий обеих мировых войн, но был восстановлен.
Преголя во все времена служила населению в качестве водного транспортного пути. Однако, в конце XIX века стало понятно, что для обеспечения стабильного судоходства по Прегелю до Инстербурга (ныне Черняховск) с использованием судов с водоизмещением до 250 т, необходимо осуществить масштабные работы по углублению и местами спрямлению русла реки, а также построить каскад подпорных плотин и обходных каналов со шлюзами. Разработка соответствующего проекта началась в начале ХХ века, но растянулась почти на 20 лет, причиной чему была не только Первая мировая война, но и необходимость унификации применяемых технологий с сооружениями стартовавшего строительства Мазурского канала. Сами строительные работы на Прегеле также растянулись на 15 лет. В 1921-1924 гг. было спрямлено русло Прегеля на наиболее извилистом и сложном для судоходства участке выше Велау. Общее завершение работ с возведением шести шлюзов и строительством Инстербургского канала и порта последовало в 1936 году.
В послевоенное время все гидротехнические объекты на Преголе были приведены в порядок и исправно функционировали. Но примерно с 1995 года перевозки грузов водным транспортом в сторону Черняховска резко сократились и к настоящему времени прекращены. Река обмелела, а шлюзы законсервированы и представляют интерес только в качестве памятников гидротехники.
В нижнем течении Преголи в настоящее время довольно активно используются малые прогулочные пассажирские суда. Расположенные на берегах Преголи крупные населённые пункты (Калининград, Гвардейск, Знаменск, Черняховск) обладают большим туристическим потенциалом, поскольку имеют значительное количество объектов культурного наследия. Также заметна тенденция использования рекреационного потенциала берегов Преголи. Возникла сеть баз отдыха, пунктов проката и гостевых домов. В качестве примера можно упомянуть «Ферму Тюниных» в Знаменске, гостевой дом «Поляна» в пос.Талпаки, базу отдыха «Подгорное» в пос. Тумановка, гостевой дом «Вальдхаузен» в пос. Бережковском, гостиницу «Лангендорф» в пос. Сокольники.