Течёт река Лава (Продолжение)
На протяжении семидесяти одного послевоенного года предпринимались неоднократные попытки продолжения использования реки Лавы для судоходства, которые до сего дня остаются безрезультатными.
Уже в Постановлении Совета Министров СССР «О мероприятиях по хозяйственному устройству Кёнигсбергской области» № 1298 от 21 июня 1946 г. был соответствующий пункт:
«13. Обязать Министерство речного флота:
а) приступить к работам по восстановлению судов, барж и речных путей Кёнигсбергской области и обеспечить в навигацию 1946 года судоходство от г. Юрбаркаса до г. Кёнигсберга по рекам Неман и Гильге, каналу Фридрих-Грабен, рекам Дейма, Прегель и Алле.»
К концу октября того же года водное сообщение было установлено с Каунасом, Клайпедой и Черняховском, а вот судоходство по реке Алле восстановлено не было. О причинах можно только предполагать. Определённо, что большие сложности создавали разрушенные во время боёв мосты, а наведённые сапёрами новые мосты не предполагали возможностей для прохода судов. Да и самих судов было мало.
Но, уже во исполнение нового, принятого Советом Министров СССР Постановления № 2584 от 21 июля 1947 года, Правдинский Райисполком Совета депутатов 18 декабря 1947 решил: «Передать на баланс Калининградского технического участка пути Министерства речного флота на реке Алле:
1) Господский двор Кукенен – жилой дом на 4 семьи, сарай и земельный участок общей площадью 5,5 га,
2) Населённый пункт Шёнтриттен – жилой дом на 3 семьи, сарай и земельный участок общей площадью 4 га,
3) Населённый пункт Шаллен – жилой дом на 3 семьи, сарай и земельный участок общей площадью 4 га».
Упоминание в этом документе, хранящемся в Государственном архиве Калининградской области, господского двора Кукенен (находился в 3 километрах на северо-восток от Правдинска и ныне не существует) свидетельствует о намерении восстановить водный путь до Правдинска. А с 1947 года Прибалтийское бассейновое управление пути начало также обращаться в Главводпуть с просьбой решить вопрос о восстановлении Мазурского канала. Для того, чтобы суда могли оказаться в Мазурском канале, им требовалось бы проходить около 22,5 км вверх по реке Алле от её устья. Для рекогносцировочных обследований канала и реки Алле в 1948 году Прибалтийским бассейновым управлением пути была направлена специализированная партия, а в 1953 году – группа инженеров. Последнее исследование Западного бассейнового управления пути датировано 1958 годом. В нём подтверждалась возможность осуществления проекта водного пути от Балтийского до Чёрного моря при условии достройки Мазурского канала, а также соединения искусственным водным путём Мазурских озёр и Августовского канала. Развития данной возможности не последовало.